Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
— Законодательно-правовые акты и нормативные документы
— Специальная документация
— Методические рекомендации
— Организационно-методическая документация
— Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Федеральные:
Конституция Российской Федерации
436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Специальная документация:
Это особый вид документации педагога- психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
К специальной документации педагога-психолога относятся:
—карта психического развития ребёнка — совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте;
— психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка;
— выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки — адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;
-протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком;
-протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми. Это — заключения, психологические карты и протоколы. Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога — в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация:
- 1. нормы рабочего времени педагога- психолога;
- 2. график работы;
- 3. годовой план работы;
- 4. бланки психологических запросов;
- 5. журналы учета видов работы;
- 6. программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов;
- 7. справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ;
- 8. статистический и аналитический отчёты о проделанной работе по итогам года.
Нагрузка педагога-психолога:
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
— остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени 18 часов в неделю приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)